Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь и какие навыки должны быть

339

Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.

Весо-ростовые показатели в 4 месяца

К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.

Изменения рефлексов

У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:

  1. Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
  2. Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
  3. Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
  4. Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
  5. Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.

Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.

Появление новых навыков в 4 месяца

Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  • Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
  • При помощи взрослого удерживать сидячее положение. Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
  • Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
  • Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
  • Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
  • Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
  • Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.

Эмоциональные и психические изменения

Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:

  1. В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
  2. Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
  3. Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
  4. Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
  5. Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
  6. Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
  7. В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.

Изменения работы глаз

Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.

Уши и слух в 4 месяца

В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери.  В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком. Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев. Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.

Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.

Грудное вскармливание ребенка

При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.

Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей

Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Игры с малышом в 4 месяца

В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here