Содержание:
Развитие ребенка в 5 месяцев становится по-настоящему переломным периодом в жизни малыша. Он начинает применять полученные знания, умения и навыки на практике, становится гораздо более мобильным, самостоятельно может принимать различные позы и ярко проявлять эмоции на события окружающего мира. В пять месяцев ребенок продолжает активно изучать мир, открывать новое и обучаться. Полученные ранее знания проходят проверку на необходимости – ребенок проводит процесс личной адаптации.
Росто-весовые показатели
Нормальный вес для ребенка в пять месяцев рассчитать очень легко: для этого достаточно удвоить его массу при рождении. В среднем этот показатель будет в районе семи килограмм. К концу пятого месяца он приблизится к восьми килограммам. Рост малыша достигнет показателей в 65-70 сантиметров. Росто-весовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.
Рефлексы в пять месяцев
К концу пятого месяца у ребенка почти не должны остаться рефлексов. Если у ребенка остались одни из описанных ниже рефлексов, то следует обратиться за консультацией к детскому невропатологу.
- Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
- Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
- Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
- Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставе. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
- Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.
Умения и навыки в пять месяцев
Появление новых умений и навыков обусловлено постепенным ускорением развития ребенка и его постоянным стремлением к изучению и адаптацией к окружающему миру. Среди прочих навыков в пять месяцев малыш должен уметь следующее:
- Контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину.
- Поддерживать грудь матери в течение кормления.
- Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки.
- При поддержке взрослого продолжительное время находиться в вертикальном положении.
- Активно жестикулировать в лежачем положении.
- Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени.
- Способен следить за движущимся объектом и схватить его.
- Ребенок может делать движение «Самолетик». Будучи на животе и подняв голову, он двигает конечностями в разные стороны.
Психико-эмоциональное развитие в пять месяцев
- Наблюдается значительный скачок в развитии голосовых способностей. Ребенок может выдавать не просто отдельные звуки, а их сочетание. Что занимательно, малыш начинает произносить и выделять отдельные звуки не только в присутствии других людей, но и в одиночестве, как бы разговаривая вслух.
- В пять месяцев ребенок очень ярко выражает свои эмоции и читает эмоции взрослых. Когда на него ругаются, он обижается, когда хвалят, он радуется, когда что-то рассказывают, внимательно слушает. Любимым выражением в этом возрасте у ребенка становится улыбка.
- Привязанность к матери продолжает усиливаться. В её присутствии малыш ведет себя гораздо свободнее и веселее, даже по отношению к незнакомым людям. Если же матери нет поблизости, но проявляет большую осторожность.
- Память продолжает улучшаться. Ребенок может запомнить гораздо большее количество людей чем ранее и акцентировать внимание на отдельных выделяющихся признаках. Лицо становится не просто набором нескольких условных черт, а их взаимосвязью.
- Координации движение переходит на новый уровень. Поднимать, передвигать и хватать предметы более не является трудной задачей.
- Ребенок становится более самостоятельным. В частности, это может быть заметно по тому, что игры в одиночестве могут продолжаться до десяти минут.
- Предметы запоминаются как совокупность отдельных качественных характеристик.
Грудное вскармливание ребенка
При грудном вскармливании в пять месяцев не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.
Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей
Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.
Необходимость в прикорме
Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.
Однако в некоторых отдельных случаях начало прикорма в пять месяцев допустимо. К ним относятся недостаток у матери молока, медленная прибавка в весе, боли в животе, недоедания, плохой стул и частые срыгивания.
Прикорм можно давать только после основного кормления, он обязательно должен быть свежеприготовленным и повторяться не чаще двух раз в течение одних суток. Первостепенное правило прикорма – четкая и медленная последовательность введения новых продуктов. Большое внимание необходимо уделять стулу малыша – не стоит увеличивать прикорм, если стул не нормализовался.
Физическое развитие ребенка
В этом возрасте большое внимание необходимо уделять развитию опорно-двигательного аппарата у ребенка. Для этого можно выполнять ежедневные получасовые комплексы упражнений. Одним из самых эффективных является упражнение «Приседание с прогибов позвоночника». Для его выполнения положите малыша на спину, позвольте ему сжать ваши большие пальцы ладошками, а другими пальцами держите его запястье. Далее, разведя руки в стороны, помогите малышу принять сидячее положении. После поднимите одной рукой руки малыша вверх, а другой проведите по его позвоночнику. После окончания повторите действия в обратном порядке.
Важным элементом в помощи в физическом развитии ребенка остается массаж. В возрасте пяти месяцев его можно усложнить, добавив к уже привычным растираниям, поглаживаниям пощипывания и растирания.
Чтобы развить тактильную чувствительность нужно сделать несколько подушечек из различных тканей (шелк, хлопок, шерсть, вельвет). Давайте малышу играться с ними, когда он лежит на животике.
Игры с малышом
В пять месяцев с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.
Особое внимание можно уделять играм со звуками. Изображайте звуки животных, читайте короткие стишки и напевайте песенки. Больше всего подойдут народный и фольклорные произведения, так как они изначально сочинялись для маленьких детей и имеют хороший распев, четкий ритм и запоминающиеся звуки.
Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.
Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.